ГлавнаяНовостиЧто литературные NFT могут означать для книжного мира

Что литературные NFT могут означать для книжного мира

NFT, книги, криптописатель, произведение, искусство, художник, блокчейн

Начнем с основ — в данном случае с технических деталей. NFT, невзаимозаменяемый токен, представляет собой цифровой актив, поддерживаемый блокчейном Эфириум, который представляет собой реальный или цифровой объект, такой как произведение искусства или видео. По сути, когда вы покупаете NFT, сеть компьютеров записывает транзакцию и предоставляет вам «доказательство владения» объектом, который представляет NFT (если кто-то купит NFT Nyan Cat за 600 000$, у всех все равно будет доступ к этой гифке, просто этот кто-то сможет сказать, что она принадлежит ему, потому что он будет являться владельцем).

В последние несколько месяцев наблюдается повальное увлечение визуальным искусством NFT; коллекционеры используют NFT для покупки и продажи цифрового искусства по все более высоким ценам. В марте цифровой художник Beeple продал произведение на аукционе Christie’s за 69,3 миллиона долларов.

Но NFT – не обязательно мем или произведение визуального искусства. Это может быть что угодно в цифровом формате — торговая карточка, газетная статья или даже роман. Поскольку объект, представленный NFT, на самом деле не хранится в блокчейне, писатели могут настроить способ продажи своих «письменных NFT», представляющих их искусство. В самой базовой форме технологию NFT можно использовать как электронную книгу: писатель может создать NFT обложки книги, а затем продать ее и предложить текст книги в виде файла, который можно разблокировать при покупке NFT. Несколько самостоятельно опубликованных романов, подобных этому, пытающихся заработать на тенденции NFT, претендуют на звание «первых романов NFT».

Но это не тот способ, которым большинство писателей работают с NFT. Вместо того, чтобы просто токенизировать фрагменты текста, «криптописатели» используют технологию NFT во множестве привлекательных инновационных способов финансирования писательства и взаимодействия с онлайн-потребителями. Что касается более традиционной стороны, Блейк Батлер превращает свои романы в визуально поразительные GIF-файлы. Писатель Рекс Шеннон выпускает каждую страницу своего романа CPT-415 как NFT, и каждая страница становится общедоступной после ее продажи, поэтому она по сути функционирует как распределенный по времени Patreon, где каждый покупатель помогает финансировать доступ к текущей выпущенной странице.
Более изобретательно то, что написание NFT может также видоизменить отношения между читателем и писателем. Итальянский художник Brickwall руководит совместным писательским проектом под названием The Chaintale, в котором покупка последнего написанного фрагмента в NFT в серии дает вам право написать следующую часть. Кален Ивамото, криптописатель, управляющий популярным сервером Discord для криптописателей, в рамках более крупной инсталляции художника-хакера Нахико, посвященной фемициду и насилию в отношении женщин, написал короткий фрагмент, который выглядит как видео с частями тела со звуком, но если вы купите этот NFT, загрузите файл и измените расширение на PDF, вы сможете прочитать ее статью о ее собственном гендерном опыте. Это действительно крипто-нативное писательство, в котором форма сочетается с темой и содержанием. Сделка является важной частью такого искусства.
NFT — это способ пробовать новые формы для писателей-экспериментаторов, особенно для тех, чьи интересы связаны с технологиями. Блейк Батлер изучал компьютерные науки в колледже и некоторое время занимался криптографией; его последний традиционно издаваемый роман «Alice Knott» посвящен воспринимаемой ценности искусства и цифровым тенденциям. Для него NFT — это логический инструмент выражения. Работа Рекса Шеннона в значительной степени вдохновлена видеоиграми, отсюда и сериализованный формат: «Интернет настолько неотъемлемая часть [моего романа], что для Интернета имело смысл быть только его платформой», — сказал он.
Помимо расплывчатого представления о том, что NFT сейчас «в моде» и будут приобретать ценность, у издателей нет четкого стимула для расширения в пространстве NFT. Читатели печатных книг не настаивают на книгах NFT, продажи печатных книг не падают. На самом деле они неуклонно растут с 2012 года, даже во время пандемии COVID-19 продажи печатных изданий выросли на 8,2% в 2020 году, а продажи электронных книг по-прежнему составляют лишь около 20% от всех продаж книг. NFT даже не обсуждались в большинстве сфер цифровых книг: Хизер МакКормак, вице-президент цифровой библиотеки CloudLibrary, сказала: «Честно говоря, я не вижу смысла в [писательстве на NFT]. На данный момент издательства не вступают в обсуждение такого формата выпуска книг, так как посетители онлайн-библиотек и книжных магазинов не запрашивают книги в таком формате».
Но стойких приверженцев криптографии это не беспокоит. Для них главное — построение сообщества и участие в нем, исследование неоформленного пространства. Неопределенность в отношении будущего NFT — ощущение, что все это большой эксперимент — в некотором смысле обладает большой привлекательностью. «Это похоже на момент для переосмысления, когда поле настолько широко открыто, насколько вы могли бы хотеть, — сказал Батлер, — Давайте будем странными».

19.06.2022